Раскраски как элемент творчества.

1424248353_intuitivnoe-pitanie-1

В нашей жизни много инструментов, которые облегчают нам досуг, но не всегда они приносят нам тот эффект, которого мы пытаемся достичь.

МОЙ ДОРОГОЙ ДРУГ,  я предлагаю тебе, статью художественного терапевта, педагога-художника с опытом работы более 15 лет Александра Цвелика.

Иногда полезно посмотреть на некоторые вещи с разных углов. Пусть некоторые грани будут очень категоричными, но в этом кроется некоторое понимание происходящих процессов. Эта статья написана человеком с практическим опытом. Категоричность иногда помогает нам увидеть идею ярче и  проявить её во всей красе:

Раскраски — «прививка от творчества»
Цвелик Александр Михайлович

ПЕРВОЕ: присмотритесь к самому принципу раскраски: черные границы, которые «нельзя переходить». Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что «нельзя за флажки»!

Потому-то раскраски столь любимы «педагогами» гос.полит.системы – они исподволь приучают к казарменным порядкам. Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия, сказала: «вот воспитательница в садике жалуется, что ваша девочка не рисует, как все! Даешь ей раскраску, а она переходит ее границы! (Это у них урок рисования такой – «раскрась по шаблону»…).

ВТОРОЕ: сознание штампуется по второму параметру: да, дети учатся различать цвета, и эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне. Дерево надо красить деревянным (коричневым), водичку – синим, травку зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом?

Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, которым с детства забивают восприятие людей: глаза смотрят и не видят, что вода не синяя, а на ней играют цвета, которые в ней отражаются, что трава не тупо зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы, а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и кончая коричневыми, розовыми и желтыми – просто посмотрите вокруг себя!

ТРЕТЬЕ. Присмотритесь к сюжетам раскрасок! Еще как-то можно ужиться с лошадкой, Пятачком (благодаря мультику) и еще парой картинок. Но остальное – пошлый, дурацкий примитив и уродство!

Особый шедевр – кусок машины со злобными глазами на стекле. Психология раскрасок подразумевает, что ребенок – это маленький идиот, дебил, которому надо давать все в оболваненном виде, «прикольненько и кривенько», сюси-пуси и примитив. Его надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!

ЧЕТВЕРТОЕ, и самое страшное! Говорю уже как художественный терапевт. Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, «головоноги» и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно «вчуствоваться» в процессы становления своего тела, и из тела и идут!

Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типичные движения и формы – спирали, «лесенки», ряды кружочков и т.д. –появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Его деятельность бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, повторяющейся формы линии. Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препятствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма.

В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и «настойчивая в этом помощь взрослых» доводили до хронического запора, который чудесным образом проходил, когда мы меняли характер занятий и начинали играть просто с цветными пятнами акварели на мокрой бумаге…

Раскраски ослепляют детей, прививают сознание неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить «по образцу», обычно напечатанному рядом, так нарисовать? Никогда не получится, за типографией не угнаться с фломастером и карандашом!

Вот и пойми, дитя: «Там мастера, а ты красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся!»
Такими людьми проще управлять, не правда ли?

Вопрос: чем заменить раскраски?

Пальчиковые игры, «пестушки», игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками – все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная к палке, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей «рисовать в воздухе»!

Ну, и конечно же, позвольте вашему ребенку просто рисовать. Рисовать то, что ему нравится и как ему нравится!

Важно не заменять игры дрессурой, замаскированной под игру. В то время, как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка.

Рисование-для-детей

На эту тему было интервью Александра Цвелика с Анной Андреевой про раскраски, в котором Аня подробно и с примерами отвечает на вопрос «раскраски — это творчество или не творчество».

«И.Д.: Как ты относишься к раскраскам? Даешь их своим детям, или категорически против? Сейчас можно встретить разные мнения на этот счет. Как у вас?

А.А.: Отвечу так: мои дети раскрашивают раскраски, но у нас дома их нет.

У нас дома нет готовых раскрасок с принцессами или машинами, котами или буквами. Любая раскраска появляется только тогда, когда в ней возникает необходимость, когда у ребенка есть запрос. Вот когда дочка приходит ко мне и говорит: «Напечатай мне, пожалуйста, котиков» – я обязательно открываю возможные варианты, она вдумчиво выбирает, что хочет раскрашивать, и потом я ей печатаю нужное. Но самое главное, что раскрашенной картинкой все не заканчивается.

И.Д.: Что еще можно сделать с раскраской, если картинка уже раскрашена?

А.А.: О, вот в этот момент и начинается самое интересное. Мы начинаем играть. Например, того же кота мы можем накормить: нарисовать ему тарелку, еду. Или еду мы можем слепить из пластилина, скатать из бумаги, изобразить жестами, «понарошку». А можем дорисовать смешную шляпу или штаны. Самые маленькие могут украсить рисунок наклейками.

А можем сделать персонаж более подвижным, тогда мы его вырежем. Если картинка несложная, то с 2,5 лет с этим справится прекрасно и сам ребенок. Сложные места мы можем помочь. Теперь мы можем сделать домик (еще одна раскраска или нарисовать самим), кровать, машину, мост… да все, что придумается в игре. А если наклеить сверху скотч, то можно спрятать нашего зайчика, мышонка, воробьишку – просто закрасив краской сверху. Ушла лиса? Берем бумажную салфетку и стираем краску.

А ведь нашу картинку можно еще и в пальчиковую куклу превратить!

И.Д.: Хорошо, но ведь все это можно было сделать с готовой картинкой, зачем тогда раскраска?

А.А.: А затем, что ребенок САМ создает этого персонажа, это он САМ сотворил. Да, не полностью сам. Но все-таки сам. Это такой первый шаг творца. Он еще не может сотворить от самого начала (идеи, замысла), до финала (когда вот оно – воплотилось то, о чем думал). Пока не хватает опыта, умений, навыков.

Несмотря на то, что раскраска – это вообще не про творчество, она может стать каким-то этапом творчества. Ведь если серьезно разобраться, та игра, которая возникла – и есть, самое что ни на есть, детское творчество, фантазия и полет.

И.Д.: То есть, раскраска ребенку может быть нужна только в игре?

А.А.: Не совсем. На самом деле, в какой-то момент для ребенка становится важно увидеть результат своих действий. Вот он работал, старался, и получился не просто медведь, а его красивый, цветной медведь.

И.Д.: Но ведь можно сразу рисовать медведя? Зачем же давать раскраску?

А.А.: Ребенок может и сам нарисовать медведя, без проблем. Кроме того, до 6-7 лет ребенок на этого медведя и не посмотрит критично, как взрослый, и его вполне может устроить то, что получилось.

Но может и не устроить. Ребенок может хотеть другого медведя: большого, злого, веселого. А может захотеть такого же, как в любимой книжке, в любимом мультике, похожего на его игрушку, на игрушку друга.

Самое главное, на что надо смотреть – хочет ли ребенок играть с тем, что сам нарисовал. Если его снеговик, собака и кошка ему интересны, и он готов играть – прекрасно. Но чаще всего будет иначе: ребенок нарисовал рисунок, и больше не интересуется им.

И вот тут на помощь приходит раскраска, которая дает ребенку возможность стать немного волшебником. Просто по взмаху карандаша получить красивую картинку. В один прекрасный момент ребенок это начинает ценить.

И.Д.: Хорошо. Так что же дает ребенку раскрашивание картинок?

А.А.: Если забыть про игру и волшебство, про которое я говорила выше, то в раскраске есть очень интересные функции. Первая, очевидная, это развитие графических навыков, развитие мелкой моторики, мы можем начинать этим заниматься с 1,5 – 2 лет. Ведь, чтобы закрасить, надо поработать рукой, карандашом, мелком. Даже если ребенок просто зарисовывает штрихами лист бумаги – это полезно. А если мы сделаем этот процесс интересным, когда ребенку захочется самому раскрасить тот или иной рисунок, это создает дополнительную поддержку, положительный эмоциональный фон, с которым малыш трудится. Кроме того, ребенок расширяет свой опыт владения разными графическими инструментами: карандашами, кисточками.

Второе – умение останавливаться. Неимоверно важное умение – умение остановиться в какой-то момент. Умение остановить свою руку в определенном месте. Как ни странно, но мы не рождаемся с этим. И если посмотреть, как рисуют малыши, то их линии будут обрываться тогда, когда их руке неудобно вести дальше. То есть линии будут такими не потому, что ребенок хотел их нарисовать длинными или короткими, а просто потому, что у него так получилось. И постепенно ребенок учится управлять своим движением – останавливаться в определенный момент.

Раскраска в этом плане действует просто, «в лоб». Вот линия – на ней останавливаемся. И дальше в работу включается мозг: зрительные анализаторы следят, где же эта линия, навыки ориентировки на плоскости подсказывают, далеко ли мы до нее, волевая сфера командует об остановке.

Оказывается, что вот это «не заходить за линию» – это целый комплекс умений и навыков. И в первую очередь, это – тренировка волевой сферы, тренировка в том, чтобы действовать по правилам.

Возможно, кто-то возмутится: а зачем это надо «по правилам», мы же хотим вырастить свободную личность и так далее. Тут другое. Приведу простой пример. Когда мы говорим ребенку: не бери мой телефон, а ему очень хочется. Почему ребенок берет или не берет его? Берет, потому что очень хочется. И может положить или не взять вообще потому, что умеет остановиться, умеет выполнить правило. Как ни удивительно, но вот это умение справиться с запретом – оно и в раскрасках тренируется. Кстати, именно поэтому до 3 лет ребенку раскраски не особо интересны. Он пока не очень понимает, как это раскрашивать в определенном месте.

И.Д.: А с какого возраста вообще раскраски могут появляться в жизни ребенка?

А.А.: Какие-то элементы раскрашивания запросто можно вводить в игру ребенка с 1,5 – 2 лет. Например, в серии тетрадок KUMON есть очень симпатичные пособия, как раз для детей с 2 лет начиная. Обратите внимание, там ребенку предлагается закрасить всего лишь небольшой белый кусочек готового рисунка. Это просто, это по силам ребенку, по его умениям, а дальше с этой картинкой можно играть, как я уже рассказывала.

А вот после таких фрагментов можно переходить к простым фигуркам небольших размеров (5-7см). Это будет происходить около 3 лет. Но главное, я хочу это еще раз подчеркнуть, раскраска должна быть интересна, желанна. Ребенок должен захотеть раскрашивать.

Вот, что получилось у моей дочери, когда она впервые сама захотела раскрашивать целые картинки в 3,5 года.

mailservice

Что-то тут раскрашено мелками, что-то карандашами. Где-то прямые штрихи, где-то – спирали и круги, где-то каракули. Все это она решала сама, как и цвета выбирала.

И, конечно, это не происходило в тишине. Что-то она комментировала мне сама: а вот солнышко проснулось, у него будут оранжевые лучики.

Что-то я уточняла, спрашивала:
– А почему же солнышко зеленое, если у него лучики оранжевые?
– Так красивее.

– А тут проснулся петушок. Его солнышко разбудило. Ку-ка-ре-ку, я проснулся. Петушок будет такой вот …
– Какой?
– Ну… худой. А хвост цветной будет.
– Цветной? Ты, наверное, хотела сказать «разноцветный»?
– Ну, да, цветной. Тут синий, а тут фиолетовый.
– Раз-но-цвет-ный. Значит – разные цвета.
– А! Разноцветный.

Я считаю, что такая работа, такой разговор – это очень важный этап в развитии ребенка. Когда он сам для себя начинает делать выбор: выбор картинки, выбор цвета, выбор идеи, выбор сюжета. Да, пока это не Репин или Рафаэль, это очень упрощенная ситуация. Но в развитии мы всегда идем этим путем: от простого к сложному. И нарастание сложности должно идти очень постепенно, и не сразу по всем направлениям: ты и придумай, ты и представь, и пойми как, и нарисуй. С точки зрения обучения, развития ребенка в целом – это оправдано. А развивать живописные таланты мы просто начнем в другой момент, в другой ситуации.

И.Д.: Я знаю, что вы дома раскрашиваете какие-то большие раскраски всей семьей. Что это за раскраски и для чего они нужны?

А.А.: Да, у нас есть такая семейная традиция – что-то делать вместе. Это не только раскраски, конечно, но и большие раскраски в том числе. Например, вот эту гигантскую елку мы раскрашивали несколько лет тому назад под новый год.

mailservice1

А вот этот дом – в этом новом году.

mailservice2

Конечно, тут мы раскрашиваем совсем не для того, чтобы тренировать графические навыки, готовить руку к письму или развивать волевую сферу. Мы это делаем потому, что нам это нравится. Собирается вся семья и каждый находит себе участок, картинку, деталь, элемент по силам и возможностям. А вместе, именно вместе, мы создаем что-то большое, общее, что-то, что радует нас.

И.Д.: Какие бы рекомендации ты могла дать родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам?

А.А.: Самое главное – смотрите на ребенка. Все время задавайте себе вопрос: что он хочет? К чему стремится? В чем у него потребность? Он сейчас хочет поиграть? Он сейчас хочет пофантазировать? Что ему сейчас особенно важно?

Не бойтесь раскрасок. Они не мега-зло, которое надо победить. Но и не спасение.

Раскраски – это такой же инструмент, как и многое в нашей жизни с ребенком. Мы можем создать условия, чтобы раскраски помогали ребенку, а можем ими же мешать. Смотрите на ребенка. Его глаза горят? Он в восторге? Он счастлив? Он переживает какие-то очень важные события? Если да – значит, вы все делаете правильно.

Как только вы заметили скуку, желание побыстрее избавиться, закончить, убрать – значит ему сейчас в данную секунду, в данный момент жизни, предложенное дело не подошло. Или вы не смогли расшевелить его, включить в интереснейшее действо, или он не готов к нему, или действо и не такое уж интересное на самом деле.

Хороших вам игр и радости во взаимодействии с вашими детьми.»

Данная информация получена через Ирину Долгополову.

103934427_large_5111852_4s

Какой стиль общения с ребёнком выбирать это только выбор каждого. При помощи чего, как и что развивать зависит только от Тебя. Наша задача как родителя — наставника заключается в том чтобы выслушать ребёнка о его желании рода занятий, и направить эти развивающие занятия в русле игры, разностороннего развития, корректировки и отработки определенных навыков. Если ученик не сопротивляется))).

Главное, чтобы всем было весело!

 

Видя блестящие глаза старшего наставника и родного человечка, улыбку и задорный смех, ребенок не сможет отказаться провести с Вами время творя сказку на (из) листе(а) бумаги. Это счастье и гордость за проделанную работу (особенно если получилось хорошо) даёт малышу уверенность в себе и собственных силах! Наша задача поддержать Детку, развить и укрепить полученные навыки!

Удачи в творчестве!

otp4

…и поделитесь своими комментариями.

Мне тоже интересно))).

Гольдберг Наталья.

mnd44aP7m-U

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.